Tashqi savdo rejimi

Таможенные тарифы на импорт

С момента обретения независимости Правительство Республики Узбекистан проводит планомерную политику по либерализации торгового режима республики.

В принятом Олий Мажлисом 29 августа 1997 г. №470-I Законе Республики Узбекистан «О таможенном тарифе», который вступил в силу с 1 января 1998г., предусмотрено применение следующих видов ставок таможенных пошлин:

адвалорных, начисляемых в процентах к таможенной стоимости товаров;

специфических, начисляемых в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

комбинированных, сочетающих оба названных вида.

В целях дальнейшей либерализации внешнеэкономической деятельности, совершенствования регулирования импортных операций Постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 августа 2009г. №ПП-1169 с 1 сентября 2009г. были введены новые ставки импортных таможенных пошлин (приложение №1).

Кроме того, в целях дальнейшего обеспечения устойчивого развития отечественных предприятий, производящих готовую текстильную продукцию, благоприятных условий для ее повышения конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках с 1 октября 2009 года установлены новые таможенный пошлины на готовую текстильную продукцию.

Среднеарифметическая ставка таможенной пошлины, установленная постановлением Президента Республики Узбекистан от 5 августа 2009 года №ПП-1169 составляет около - 14,81%.

Согласно статьи 6 Закона Республики Узбекистан «О таможенном тарифе» предусмотрено, что предельные уровни ставок импортных таможенных пошлин, применяемых в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-экономических отношениях с которыми Республика Узбекистан применяет режим наибольшего благоприятствования, устанавливаются законодательством.

В отношении товаров, происходящих из стран, торгово- экономические отношения с которыми не предусматривают режим наибольшего благоприятствования, либо страна происхождения которых не установлена, ставки импортных таможенных пошлин увеличиваются вдвое.

Отсутствует таможенная пошлина на сырье или она является минимальной, что является стимулом для отечественных производителей производить готовые изделия. Нулевая ставка также предусмотрена для некоторых товарных позиций, указанных в вышеуказанном Постановлении.

Режим наибольшего благоприятствования (РНБ)

Республика Узбекистан предоставляет РНБ 45 странам мира, в соответствии с заключенными двусторонними договорами о взаимном сотрудничестве.

1. Австрия

2. Бангладеш

3. Бельгия

4. Болгария

5. Великобритания

6. Венгрия

7. Вьетнам

8. Германия

9. Греция

10. Дания

11. Египет

12. Израиль

13. Индия

14. Ирландия

15. Испания

16. Италия

17. Иордания

18. Кипр

19. Корея

20. Китай

21. Латвия

22. Литва

23. Мальта

24. Люксембург

25. Нидерланды

26. Португалия

27. Пакистан

28. Польша

29. Словения

30. Румыния

31. Словакия

32. США

33. Турция

34. Финляндия

35. Франция

36. Чехия

37. Швейцария

38. Швеция

39. Эстония

40. Япония

41.Саудовская Аравия

42. Малайзия

43.Иран*

44.Сингапур**

45. Индонезия

Запреты к импорту

В приложении № 5 Указа Президента Республики Узбекистан от 10 октября 1997 г. № УП-1871 определен перечень товаров, запрещенных к импорту в Республику Узбекистан. К ним относятся произведения печати, рукописи, клише, рисунки, фотоснимки, фотопленки, негативы, кино-, видео- и аудио продукция, грамзаписи, звукоматериалы, направленные на: (i) подрыв государственного и общественного строя, (ii) нарушение территориальной целостности республики, политической независимости и государственного суверенитета, (iii) пропагандирующие войну, терроризм, насилие, (iv) национальную исключительность, (v) религиозную ненависть, расизм и его разновидности (антисемитизм, фашизм), а также материалы порнографического содержания.

Также в соответствии с Постановлением Кабинета Министров от 15 мая 1998г. № 213 в Республику Узбекистан запрещен ввоз и транзит через ее территорию этилового спирта.

Тарифные преференции

В Республике Узбекистан система тарифных преференций, используемая ВТО, не применяется.

Квотирование

В Узбекистане не применяются импортные квоты. Однако, согласно Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой, от 1987 года в республике утверждены квоты на ввоз в Республику Узбекистан озоноразрушающих веществ на период 2005-2030 годов. Квоты утверждены в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 11 ноября 2005 года №247 «О совершенствовании регулирования ввоза в Республику Узбекистан и вывоза из Республики Узбекистан озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей».

В тоже время, согласно статьи 21 Закона Республики Узбекистана «О внешнеэкономической деятельности» в отношении экспорта и импорта отдельных видов товаров Кабинет Министров Республики Узбекистан может установить количественные ограничения (квоты).

Распределение квот осуществляется, как правило, на конкурсной или аукционной основе.

Перечень отдельных видов товаров, экспорт и импорт которых подлежит лицензированию и квотированию, а также порядок выдачи лицензий и распределения квот определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Освобождение от тарифов

В соответствии со статьей 33 Закона Республики Узбекистан «О таможенном тарифе», Постановления Кабинета Министров от 31 марта 1998 г. № 137 «О дополнительных мерах по либерализации внешнеторговой деятельности в Республике Узбекистан» от обложения таможенной пошлиной освобождаются:

1. транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств;

2. валюта Республики Узбекистан, иностранная валюта (кроме используемой для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательством;;

3. предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории для обеспечения деятельности судов Республики Узбекистан и судов, арендованных (зафрахтованных) юридическими и физическими лицами Республики Узбекистан, ведущих морской промысел, а также продукция их промысла, ввозимая на таможенную территорию Республики Узбекистан;

4. товары, подлежащие обращению в собственность государства, в случаях, предусмотренных законодательством;

5. предметы, ввозимые на таможенную территорию или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании законодательства или международных договоров Республики Узбекистан;

6. товары, ввозимые на таможенную территорию Республики Узбекистан для оказания помощи в результате стихийных бедствий, вооруженных конфликтов, несчастных случаев или аварий, в качестве гуманитарной помощи и безвозмездного технического содействия, а также товары, ввозимые на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций;

7. учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений;

8. товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию и предназначенные для третьих стран;

9. товары, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с таможенным законодательством;

10. товары, происходящие и ввозимые из государств, с которыми установлен режим свободной торговли;

11. товары, поставляемые по межправительственным и кредитным соглашениям, заключенным от имени Правительства Республики Узбекистан или под его гарантии;

12. имущество, ввозимое в Республику Узбекистан предприятиями с иностранными инвестициями с долей иностранных инвестиций в уставном фонде не менее тридцати трех процентов для собственных производственных нужд, в течение двух лет с момента их государственной регистрации;

13. имущество, ввозимое для личных нужд иностранных инвесторов и граждан иностранных государств, находящихся в Республике Узбекистан в соответствии с заключенными с иностранными инвесторами трудовыми договорами;

14. товары, ввозимые иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику Республики Узбекистан на общую сумму более пятидесяти млн. долларов США, при условии, что ввозимые товары являются продукцией их собственного производства;

15. товары, работы и услуги, предназначенные для проведения работ по соглашению о разделе продукции и ввозимые в Республику Узбекистан в соответствии с проектной документацией иностранным инвестором или иными лицами, участвующими в выполнении работ по соглашению о разделе продукции, а также вывозимая инвестором продукция, принадлежащая ему в соответствии с соглашением о разделе продукции;

16. товары, ввозимые для реклам и презентаций;

17. технологическое оборудование, ввозимое на территорию Республики Узбекистан, по перечню, утверждаемому в соответствии с законодательством, а также комплектующие изделия и запасные части при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта на поставку технологического оборудования. В случае реализации или безвозмездной передачи импортируемого технологического оборудования на экспорт в течение трех лет с момента его ввоза действие данной льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате таможенной пошлины за весь период применения льготы.

18. технические средства системы оперативно-розыскных мероприятий, приобретаемые операторами телекоммуникаций и специальным органом по сертификации технических средств систем оперативно-розыскных мероприятий, при наличии письменного подтверждения уполномоченного органа.

Также, предусмотрено, что льготы по таможенным платежам, предусмотренные при ввозе технологического оборудования распространяются на комплектующие изделия и запасные части, при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта на поставку технологического оборудования.

Таможенные сборы

Согласно Таможенному кодексу Республики Узбекистан таможенные сборы взимаются в размерах, устанавливаемых Кабинетом Министров Республики Узбекистан, за:

таможенное оформление товаров и транспортных средств, включая товары для некоммерческих целей, перемещаемых в несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях и грузом;

таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне установленного времени работы таможенных органов;

хранение товаров и транспортных средств на таможенных складах и складах временного хранения, владельцами которых являются таможенные органы;

таможенное сопровождение товаров.

Взимание таможенных сборов на всей территории Республики Узбекистан осуществляется в национальной валюте – «сум», на территории свободных таможенных зон и свободных складов – в СКВ.

Таможенная стоимость товаров

Согласно статьи 12 Закона Республики Узбекистан «О таможенном тарифе» таможенная стоимость заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу при таможенном оформлении в порядке и на условиях, установленных законодательством.

В соответствии с таможенным законодательством таможенная стоимость используется для наложения адвалорных ставок таможенных пошлин, таможенных сборов, акцизных налогов. Таможенная стоимость также используется для ведения статистики по внешней торговле.

В соответствии с действующим порядком при оформлении грузов таможенным органам предоставляются необходимые сертификаты, инвойс, контракт, а также грузовая таможенная декларация.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

В соответствии с Законом Республики Узбекистан от 25 декабря 2007 г. «Об утверждении Налогового кодекса Республики Узбекистан» с 01.01.2008г. был введен в действие Налоговый кодекс.

Постановлением Президента Республики Узбекистан от №ПП-2270 от 04.12.2014г. предусмотрена ставка НДС в размере 20% на товары (работы, услуги).

Уплата НДС по импортируемым товарам производится до или во время таможенного оформления.

Согласно статьи 211 Налогового кодекса освобождается от уплаты налога на добавленную стоимость импорт:

- товаров, ввозимых физическими лицами в пределах норм беспошлинного ввоза, утвержденных таможенным законодательством;

- товаров, предназначенных для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования дипломатического и административно-технического персонала этих представительств, включая членов их семей, проживающих вместе с ними;

- товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи, в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

товаров, ввозимых в целях благотворительной помощи, включая оказание технического содействия, по линии государств, правительств, международных организаций;

- товаров, ввозимых юридическими лицами за счет средств займов (кредитов), предоставленных международными и зарубежными правительственными финансовыми организациями по международным договорам Республики Узбекистан, а также ввозимых за счет грантов;

- лекарственных средств и изделий медицинского (ветеринарного) назначения, а также сырья, ввозимого по перечню, определяемому законодательством для производства лекарственных средств и изделий медицинского (ветеринарного) назначения. Данная льгота не распространяется на ввозимые готовые лекарственные средства, которые также производятся в Республике Узбекистан, по перечню, утверждаемому Кабинетом Министров Республики Узбекистан;

- технологического оборудования, ввозимого на территорию Республики Узбекистан по перечню, утверждаемому в соответствии с законодательством, а также комплектующих изделий и запасных частей при условии, если их поставка предусмотрена условиями контракта на поставку технологического оборудования. В случае реализации или безвозмездной передачи импортируемого технологического оборудования на экспорт в течение трех лет с момента его ввоза действие данной льготы аннулируется с восстановлением обязательств по уплате налога на добавленную стоимость;

- имущества, ввозимого в качестве инвестиционных обязательств согласно договору, заключенному между инвестором и уполномоченным государственным органом по управлению государственным имуществом;

- технических средств систем оперативно-розыскных мероприятий, приобретаемых операторами телекоммуникаций и специальным органом по сертификации технических средств систем оперативно-розыскных мероприятий, при наличии письменного подтверждения уполномоченного государственного органа;

- сырья, материалов и заготовок для использования в собственном производстве, ввозимых предприятиями с иностранными инвестициями, специализирующимися на производстве детской обуви;

- лесоматериалов и древесины по перечню, определяемому законодательством.

Акцизный налог

В соответствии со статьей 235 Налогового кодекса перечень подакцизных товаров и ставки акцизного налога утверждаются решением Президента Республики Узбекистан.

Ставки акцизного налога устанавливаются в процентах к стоимости товара (адвалорные) и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения в натуральном выражении (фиксированные).

Ставки и перечень товаров, подлежащих обложению акцизным налогом по импорту и внутреннему производству, утверждены Постановлением Президента Республики Узбекистан №ПП-2270 от 04.12.2014г. Для импортируемых подакцизных товаров, объектом исчисления акцизного налога является таможенная стоимость, определяемая в соответствии с таможенным законодательством.

Акцизные налоги на импортируемые товары должны быть уплачены до или во время таможенного оформления (приложение 2).

Правила происхождения

В статьях 24-31 Закона Республики Узбекистан от 29 августа 1997 г. «О таможенном тарифе» содержатся правила относительно происхождения товара. В целом, вышеуказанные правила отвечают требованиям применения правил происхождения товара, установленным Соглашением ГАТТ/ВТО о правилах происхождения.

В Законе «О таможенном тарифе» приведены существующие правила происхождения товаров, основанные на международных стандартах в отношении двух основных категорий товаров: (i) товаров, полностью произведенных в данной стране, где только эта страна может быть рассмотрена при определении происхождения; (ii) товаров, претерпевших «достаточную переработку», т.е. товаров, которые были произведены, переработаны или собраны в одной стране с использованием некоторых компонентов, по меньшей мере, из одной другой страны.

В первую категорию в основном входят произрастающие в данной стране естественные продукты, такие как живые животные, растительная продукция, полезные ископаемые и т.д., тогда как вторая категория применяется к товарам, которые были произведены в одной стране с использованием некоторых компонентов из-за рубежа.

В последнем случае, устанавливаются критерии «достаточной переработки» товара для определения соответствующей страны происхождения, такие как:

1. изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по ТН ВЭД на уровне любого из 4 первых знаков, произошедшее в результате переработки товара (компонента или компонентов из-за рубежа, использованных для производства конечного товара);

2. выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, в которой эти операции произведены;

3. правило адвалорной доли - изменение стоимости товара (была ли добавлена значительная часть стоимости конечного товара в стране производства).

Для подтверждения происхождения товаров, в таможенные органы предоставляется сертификат происхождения установленного международного образца.

В отношении товаров, происходящих из государств-участников СНГ действуют Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав-правительств СНГ от 24 сентября 1993г.

Антидемпинговый режим

Законом Республики Узбекистан от 11 декабря 2003 г. «О защитных мерах, антидемпинговых и компенсационных пошлинах» предусматривается наложение антидемпинговой пошлины к какому-либо товару, являющемуся предметом импорта по демпинговым ценам.

Применению антидемпинговых пошлин должно предшествовать расследование, проводимое по инициативе уполномоченного органа и/или национальных производителей аналогичной продукции в соответствии с законодательством Республики Узбекистан. Антидемпинговая пошлина вводится если по результатам расследования установлено, что импорт на таможенную территорию Республики Узбекистан товара по демпинговым ценам причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отрасли экономики.

Ставки соответствующих пошлин устанавливаются Кабинетом Министров на основании результатов расследования для каждого отдельного случая. Ставки должны оцениваться в соответствии с демпинговыми ценами и материальным ущербом, выявленным в ходе расследования.

Антидемпинговые пошлины в Республике Узбекистан не введены.

Применение компенсационных пошлин

Законом Республики Узбекистан от 11 декабря 2003г. «О защитных мерах, антидемпинговых и компенсационных пошлинах» предусматривается наложение компенсационных пошлин к какому-либо импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств), в случае, если по результатам расследования установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Республики Узбекистан причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отрасли экономики.

Процедурные правила наложения компенсационных пошлин те же, что и для антидемпинговых пошлин.

Компенсационные пошлины в Республике Узбекистан не применялись.

Режим защитных мер

Законом Республики Узбекистан от 11 декабря 2003г. «О защитных мерах, антидемпинговых и компенсационных пошлинах» предусматривается применение защитных мер к какому-либо товару в случае, если по результатам расследования установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию Республики Узбекистан осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютном или относительном выражении к общему объему производства аналогичного товара в Республике Узбекистан) и на таких условиях, что причиняет или угрожает причинить серьезный ущерб отрасли экономики.

Предотгрузочная инспекция

В целях обеспечения импорта качественных товаров народного потребления, продовольствия, машин, оборудования и технологий Кабинет Министров Республики Узбекистан принял постановление от 3 декабря 1997 г. № 534 «О мерах по осуществлению независимой экспертизы контрактов и предотгрузочной инспекции импортируемых товаров». Данное постановление направлено на осуществление консалтинговыми фирмами независимой экспертизы на соответствие качества, количества, уровня цен импортируемых товаров и других условий контрактов, а также проведение предотгрузочной инспекции.

Независимая экспертиза импортных контрактов и предотгрузочная инспекция импортируемых товаров должна осуществляться консалтинговыми фирмами, отвечающими требованиям Международной федерации инспекционных агентств и аккредитованными в Агентстве «Узстандарт» в соответствии с международно-принятыми процедурами, согласованными с Международной торговой палатой, стандартами гарантии качества экспортера, Соглашением по предотгрузочной инспекции ГАТТ/ВТО.

Хозяйствующие субъекты Республики Узбекистан, осуществляющие поставку импортных товаров, имеют право по своему выбору обращаться в консалтинговые фирмы для экспертизы контрактов и проведения предотгрузочной инспекции.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 февраля 2001 года №66 предусматривается, что с 1 марта 2001 года таможенное оформление в режиме «выпуск для свободного обращения (импорт)» для следующих товаров: мясо и пищевые мясные субпродукты; молочная продукция; масличные семена и плоды; алкогольные и безалкогольные напитки; табачные изделия; отдельные виды оборудования и механических устройств; электрических машин и оборудования, общая стоимость которых превышает 10 тыс. долл. США, производится при условии обязательного осуществления предотгрузочной инспекции за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Проведение предотгрузочной инспекции не распространяется:

1. на поставки товаров по контрактам, общая стоимость которых не превышает 10 тыс. долл. США;

2. на поставки специфических товаров, импорт которых осуществляется по лицензиям, выдаваемым МВЭСИТ Республики Узбекистан.

Регистрация импортных контрактов

Лицензирование экспорта

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 10 октября 1997 г. №УП-1871 «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта товаров (работ, услуг)» лицензирование экспорта товаров (работ, услуг) отменено с 1 ноября 1997 г. за исключением специфических товаров (вооружение и военная техника, специальные комплектующие изделия для их производства; драгоценные металлы, сплавы, изделия из них, руды, концентраты, лом и отходы драгоценных металлов, драгоценные природные камни и изделия из них, отходы, порошки и рекуператор драгоценных природных камней, жемчуг и изделия из него, янтарь и изделия из него; уран и другие радиоактивные вещества, изделия из них, отходы радиоактивных веществ; приборы и оборудование с использованием радиоактивных веществ).

В приложении № 2 Постановления Кабинета Министров от 31 марта 1998 года № 137 приведен перечень специфических товаров (работ и услуг), экспорт и импорт которых осуществляется по разрешениям, выдаваемым уполномоченными органами Республики Узбекистан.

Запреты на экспорт

В приложении № 4 к Указу Президента Республики Узбекистан от 10 октября 1997 г. № УП-1871 определен перечень товаров и продукции, экспорт которых запрещен. Этот перечень включает: зерно: пшеница, рожь, ячмень, овес, рис, кукуруза, гречиха; хлебобулочные изделия, мука, крупа, скот, птица, мясо и пищевые мясные субпродукты, сахар, предметы старины, представляющие значительную художественную, историческую, научную или иную культурную ценность, растительные масла, кожевенное сырье, пушно-меховое сырье, в том числе каракулевое, лом и отходы цветных металлов, коконы шелкопряда, пригодные для размотки, шелк-сырец, отходы шелковые.

Процедура выдачи экспортных лицензий

Процедура лицензирования экспорта вышеуказанных специфических товаров аналогична процедуре лицензирования импорта.

Таможенная стоимость вывозимых товаров

Согласно статьи 16 Закона Республики Узбекистан «О таможенном тарифе» порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Республики Узбекистан, устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 19.09.2007г. №198 «Об утверждении положения о порядке определения и декларирования таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории Республики Узбекистан» таможенная стоимость вывозимого товара определяется исходя из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за вывозимый товар, на момент перемещения товара через таможенную границу Республики Узбекистан при его продаже на экспорт.

Налог на добавленную стоимость на экспорт

В соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Республики Узбекистан оборот по реализации товаров (за исключением хлопкового волокна и линта) на экспорт за иностранную валюту облагается налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке.

Акцизный налог на экспорт

В соответствии со статьей 230 Налогового кодекса Республики Узбекистан реализация подакцизных товаров на экспорт не облагается акцизным налогом, за исключением отдельных товаров, перечень которых определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.

Транзит

Перемещение товаров по территории Республики Узбекистан в режиме транзита осуществляется по любым путям и направлениям с разрешения таможенного органа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.

В соответствии со статьей 16 Закона Республики Узбекистан «О транзите особых грузов и воинских контингентов» таможенное оформление особых грузов при их транзите осуществляется в соответствии с законодательством таможенными органами при предъявлении грузовой таможенной декларации, разрешения на их транзит, сертификата о происхождении особых грузов и других документов, необходимых для таможенного оформления.

В соответствии с Постановлением Кабинета Министров от 15 мая 1998г. № 213 в Республику Узбекистан запрещен ввоз и транзит через ее территорию этилового спирта.

Скачать документ в формате *.doc